Программа полиязычного образования
Коммунальное государственное казенное предприятие
"Успенский аграрно-технический колледж"
Управления образования Павлодарской области,
акимата Павлодарской области
ПРОГРАММА ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В КГКП "УСПЕНСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
НА 2018-2022 ГОДЫ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы
Наименование программы | Программа полиязычного образования в КГКП "Успенский аграрно-технический колледж" на 2018-2022 годы |
Законодательная и нормативная база | - Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 27 июля 2007 года №319-III; |
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан №205 от 1 марта 2016 года; | |
- Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы; | |
- Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстан "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции"от 10 января 2018 года; | |
- Дорожная карта по развитию полиязычного образования в системе технического и профессионального образования на 2017-2020 годы. | |
Разработчик Программы |
Коммунальное государственное казенное предприятие "Успенский аграрно-технический колледж" Управления образования Павлодарской области, акимата Павлодарской области. |
Цель | Развитие полиязычного образования, направленного на подготовку конкурентоспособных специалистов, путем внедрения в учебный процесс инновационных технологий обучения на трех языках. |
Задачи | - внедрение полиязычного образования в КГКП "Успенский аграрно-технический колледж"; |
- развитие у обучающихся профессиональных компетенций, функциональной грамотности, практических навыков посредством полиязычного образования; | |
- расширение сферы применения казахского, русского и английского языков и интегрирование полиязыковой компетентности в сферу профессиональной деятельности; | |
- создание системы стимулирования процесса обучения казахскому, русскому, английскому языкам; | |
- подготовка и издание терминологических словарей (глоссарий) по специальности, учебных пособий, методических рекомендаций, учебников на английском языке, в том числе на электронных носителях. | |
Ожидаемый результат | Развитие полиязычного образования будет способствовать практическому овладению казахскому, русскому и английскому языками для развития профессиональных компетенций, функциональной грамотности и коммуникативных навыков. |
Сроки реализации | 2018-2022 годы |
Этапы |
1 этап - 2018-2019 учебный год организационный этап (изучение нормативно-правовых актов по вопросам развития полиязычного образования, систематизация знаний и повышение квалификации по вопросам поликультурного и полиязычного образования); формирующий этап (исследование принципов построения программ полиязычного образования, изучение теории и практики языкового образования, обобщение инновационной работы педагогов в области изучения языковых дисциплин, разработка теоретико-методологических основ); |
2 этап 2019-2021 годы практический этап (внедрение в учебный процесс научно-прикладных результатов, накопление и сбор материала по вопросам полиязычного образования на данном этапе выявляются и реализуются основные идеи полиязычного образования); |
|
3 этап 2021-2022 год обобщающий этап (обобщение и систематизация результатов работы, тиражирование разработанных материалов по полиязычному образованию) |
2. Введение
Одним из важнейших приоритетов Послания Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» является образование, где подчеркивается что, знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией.
Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев говорит о том, «...что для современного казахстанца владение тремя языками - это обязательное условие собственного благополучия. Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это казахский язык - государственный язык, русский язык - как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику».
Сегодня знание иностранного языка, по существу, открывает окно в большой глобальный мир с его колоссальным потоком информации и инноваций. Овладение иностранным языком дает возможность обучения за рубежом в лучших вузах мира и создает возможность получения практического опыта в передовых странах планеты.
В этих условиях актуализируется проблема становления и развития полиязычного образования в КГКП "Успенский аграрно-технический колледж", которая требует решения вопросов его нормативно-правового, теоретико-методологического, научно-методического и учебно-организационного обеспечения.
Полиязычное образование представляет собой целенаправленный, организуемый, нормируемый триединый процесс обучения, воспитания и развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения несколькими языками как «фрагментом» социально значимого опыта человечества, воплощенного в языковых знаниях и умениях, языковой и речевой деятельности.
В разработанной Программе полиязычное образование рассматривается как процесс поэтапного внедрения полиязычного образования. Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования в колледже.
Реализация программы позволит создать полиязычную среду в КГКП "Успенский аграрно-технический колледж", способствующих для развития профессиональных компетенций обучающихся посредством реализации полиязычного образования; повысится востребованность специалистов на международном рынке; возрастет конкурентоспособность выпускников колледжа; уровень преподавания будет соответствовать международным стандартам.
Реализация Программы даст возможность для обучающихся и преподавательского состава доступа к качественному образованию, к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, развитие коммуникативной и профессиональной компетентности.
В результате реализации программы по специальностям колледжа будет реализована полиязычная модель обучения.
Основные направления Программы полиязычного образования Для реализации полиязычного образования необходимо начать работу в следующих направлениях:
-Изучение нормативно-правовых актов по вопросам полиязычного образования;
-Foundation (погружение в Язык за счет факультативных часов и консультаций 1 курс,1 семестр), проведение предметно-языковых кружков (2-4 курс);
-Повышение квалификации и языкового уровня ИПР колледжа;
-Преподавание предметов информатика, физика, химия, биология и специальных дисциплин на казахском, русском и английском языках.
Этапы реализации программы:
Программа будет реализовываться в три этапа: 2018-2019учебный год, 2019 -2021 годы и 2021-2022 год.
На первом этапе реализации предусмотрено:
-создание полиязычной среды в учебном заведении;
-создание условий для развития профессиональных компетенций обучающихся посредством реализации полиязычного образования;
-подготовка и издание терминологических словарей (глоссарий) по специальности, учебников, учебно-методических пособий на английском языке, в том числе на электронных носителях;
-внедрение уровневой модели изучения языков;
-разработка компетентностно-языковой модели образовательных программ. Для реализации мероприятий первого этапа необходимо:
-интенсивное изучение английского языка в 1 семестре за счет факультативных часов и консультаций;
-организация курсов изучения английского языка для преподавательского состава.
На этапах реализации полиязычной программы приоритет отдается осуществлению мероприятий по плану.
Ожидаемые результаты:
К 2022 году обучение в КГКП "Успенский аграрно-технический колледж" будет давать результат в виде высокого качества знаний и развития потенциала выпускников, владеющих тремя языками на профессиональном уровне.
3. Краткое резюме программы, обоснование ее социальной значимости для развития КГКП "Успенский аграрно-технический колледж"
Современное казахстанское общество сегодня характеризуется общественной модернизацией и стремлением к мировым интеграционным процессам, где ведущую позицию в процессе модернизации занимает образование. Известно только то, что общество может успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мира, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия приобретения качественного и современного образования.
Президент страны Н.А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку: «образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанских учебных заведений могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах». В связи с этим в нашей стране начата поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков». Идею триединства выражает простая и понятная формула: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем английский. Впервые эта идея была озвучена в октябре 2006 года на XII сессии Ассамблеи народа Казахстана. Тогда глава государства отметил, что знание, как минимум, трех языков важно для будущего детей Казахстана. И уже в Послании 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» глава государства предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». Проект был выделен как отдельное направление внутренней политики.
Результатом такого послания президента стала Государственная программа функционирования и развития языков на 2011-2020 годы. Полиязычное образование - это целенаправленный, организуемый, нормируемый триединый процесс обучения, воспитания и развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения несколькими языками как «фрагментом» социально значимого профессионального опыта человечества, воплощенного в языковых знаниях и умениях, языковой и речевой деятельности, а также в профессиональной деятельности. Достижение этого возможно на основе пошагового перехода на полиязычное обучение - на начальной стадии вводить элементы казахского, английского языков в другие предметы - информатику, химию, биологию, физику и специальные дисциплины.
В основе программы полиязычного обучения лежат следующие методические принципы:
- интеграция основных речевых умений и навыков (на трех языках);
-профессионально-коммуникативная направленность заданий и дидактического материала;
-контекстуальное введение лексики (терминологии).
4. Основные идеи эксперимента, цели,
исходные теоретико-методологические положения
Исследование и практика обучения государственному языку, иностранному языку в технических и профессиональных учебных заведениях свидетельствует о том, что основу профессионального обучения должен составлять профессионально-ориентированный, научно-практический междисциплинарный ( интегрированный) подход.
Главная особенность данного подхода, ее новизна заключается в обеспечении интегрированных связей языковой подготовки с информационной, социально-экономической, профессиональной, педагогической.
В центре программы полиязычного образования–обучающиеся КГКП «Успенский аграрно-технический колледж», в основе учебной деятельности - сотрудничество (межличностное и многоязыковое). Студенты играют активную роль в обучении, а суть интегрированной программы полиязычного образования в изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе профессионального, функционального, технического аспекта государственного и английского языка.
1. Актуальность программы полиязычного образования обусловлена тем, что это назревшая жизненная необходимость, поскольку интенсивные темпы и уровень развития науки и техники в мире требуют свободного владения иностранными языками для более качественного и полноценного получения необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков. Это способствует выработке коммуникативных навыков обучающихся.
Программа полиязычного образования ставит перед собой следующие задачи:
-преподавателям общепрофессиональных, специальных дисциплин и языковедам казахского, русского и английского разработать практико-ориентированные интегрированные рабочие программы и перспективно-тематические планы полиязычного образования;
-ввести в систему образовательного процесса КГКП "Успенский аграрно-технический колледж" интегрированные занятия по общепрофессиональным, специальным дисциплинам и профессиональному казахскому и профессиональному английскому языкам;
- проводить обучение на казахском, русском и английском языках;
-обучить студентов колледжа коммуникативным навыкам на казахском, русском и английском языках в соответствии с отобранными темами и требованиями рабочей программы;
- совершенствовать умения обучающихся в четырех видах речевой деятельности: говорение, письмо, чтение и аудирование (аутентичные тексты по профессиональной тематике с пониманием общей идеи, с извлечением информации и детальным пониманием).
2. Этапы эксперимента и прогнозируемые результаты
Для реализации программы полиязычного обучения необходим общеколледжный подход для устойчивого развития, который объединит предметы различных циклов не только в учебной, но и внеучебной деятельности. Для внедрения в учебно-воспитательный процесс программы полиязычного образования исследование проводится в три этапа:
на первом этапе - осуществляется анализ современного состояния исследуемой проблемы; определяется тема, цель исследования, осуществляется конкретизация задач; выявляется роль участия преподавателей различных предметов в определении содержания подготовки, многообразия методов и форм программы полиязычного обучения на занятиях.
Также на этом этапе разрабатывается и обосновывается научно-методическое обеспечение целевой подготовки в условиях программы полиязычного образования, мониторинг текущих и итоговых результатов обучения;
на втором этапе - проводится экспериментальная проверка научно-методического обеспечения подготовки обучающихся к условиям программы полиязычного образования; учебно-программная документация на основе ГОСО; средства обучения; средства контроля, методические рекомендации; на третьем этапе - осуществляется осмысление и обобщение результатов; разрабатывается, обосновывается совокупность методов и приемов предметной деятельности обучающихся по овладению содержанием обучения.
5.План мероприятий
по внедрению и реализации полиязычного образования
в КГКП "Успенский аграрно-технический колледж"
№ п/п | Наименование мероприятий | Ответственные исполнители | Форма завершения | Сроки исполнения |
1.Организационная работа | ||||
1.1 | Создание Рабочей группы по внедрению и реализации полиязычного образования в КГКП "Успенский аграрно-технический колледж" | Руководитель колледжа | Приказ | Декабрь, 2018 год |
1.2 |
Провести изучение нормативно-правовых актов по вопросам развития полиязычного образования в РК: - Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года; - Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-III; - Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан №205 от 1 марта 2016 года; - Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы; - Дорожная карта по развитию полиязычного образования в системе технического и профессионального образования на 2017-2020 годы и др. на заседании Педагогического Совета. |
Рабочая группа | Протокол | Декабрь, 2018 год |
1.3 | Разработка и утверждение программы полиязычного образования и плана мероприятий по внедрению и реализации полиязычного образования в колледже | Рабочая группа | Разработанная и утвержденная программа и план мероприятий | Декабрь, 2018 год |
1.4 | Подготовка тестовых заданий с элементами полиязычия по специальным дисциплинам | Преподаватели специальных дисциплин | Утвержденная база тестовых заданий | Декабрь, 2019 год |
1.5 | Включение в рабочие учебные планы специальностей: 0508000 Организация питания, 1504000 Фермерское хозяйство факультативных часов английского языка для студентов 1 курса. |
Зам. руководителя по УР |
Утвержденные рабочие учебные планы |
Август, 2018-2022 годы |
1.6 | Разработка системы стимулирования ИПР колледжа, ведущих занятия на английском языке | Рабочая группа | Приказ о дополнительной оплате | Сентябрь, 2020 год |
1.7 | Организация и проведение внеклассных мероприятий по развитию казахского и английского языков | Зам. руководителя по УВР | Сборник сценариев | 2018-2022 годы |
1.8 | Совершенствование материально-технической базы функционирования программы полиязычного обучения | Руководитель колледжа | Создание лингафонного кабинета |
2019-2020 учебный год |
1.9 | Проведение открытых занятий по общеобразовательным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам на государственном и английском языках | Преподаватели колледжа |
Разработки открытых уроков |
2020-2022 годы |
1.10 | Проведение мониторинга по состоянию реализации этапов программы | Рабочая группа | Аналитическая справка | 2018-2022 годы |
2. Информационно-разъяснительная работа | ||||
2.1. |
Размещение на сайте колледжа информации по развитию полиязычного образования |
Методист | Информационная вкладка на сайте колледжа |
Декабрь, 2018 год 2018-2022 годы |
2.2 | Размещение информационного стенда о реализации этапов полиязычного образования и мероприятиях колледжа | Методист | Информационный стенд |
Декабрь, 2018 год 2018-2022 годы |
2.3 | Освещение вопроса полиязычного образования на заседаниях Педагогического совета, Методического совета, цикловых методических комиссий, в ходе предметных семинаров | Рабочая группа | Протокола заседаний | 2018-2022 годы |
2.4. | Подготовка и издание учебных пособий, терминологических словарей (глоссарий), методических рекомендаций, учебников в рамках специальности на английском языке, в том числе на электронных носителях | Методист, преподаватели колледжа | Свидетельство об авторском праве, рецензии | 2018-2022 годы |
2.5 | Публикация и размещение статей по полиязычному образованию (текущая информация по реализации программы, обобщение опыта и т.д.) в региональных, республиканских и международных СМИ | Рабочая группа | Размещение статьи в СМИ | 2018-2022 годы |
2.6 | Разработка учебно-методических комплексов по интегрированному обучению специальных дисциплин и английскому языку по зарубежной методике CLIL | Рабочая группа | Наличие УМКД на трех языках | 2020-2022 годы |
3. Мероприятия со студентами колледжа | ||||
3.1 | Проведение мероприятий посвященных Дню языков народов Казахстана | Председатель МК общеобразовательного цикла | Планы, разработки, сценарии, отчет и фотоотчет по проведенным мероприятиям |
Сентябрь, 2018-2022 годы |
3.2 | Проведение контроля языковых коммуникативных компетенций студентов по казахскому, русскому и английскому языкам в соответствии с общеевропейскими стандартами языковых коммуникативных компетенций. | Преподаватели языковых дисциплин | Результаты тестирования |
Декабрь, Май, 2019-2022 годы |
3.3 | Анализ результатов промежуточного контроля языковых коммуникативных компетенций студентов по казахскому, русскому и английскому языкам. | Преподаватели языковых дисциплин | Аналитическая справка |
Декабрь, Май, 2019-2022 годы |
3.4 | Организация и проведение конкурсов, олимпиад, конференций в рамках реализации полиязычного образования | Рабочая группа | Планы, разработки, сценарии, отчет и фотоотчет по проведенным мероприятиям | 2018-2022 годы |
3.5 | Организация работы предметно-языковых кружков для студентов 2-4 курсов. | Преподаватель английского языка. Преподаватель казахского языка | Предметно-языковые кружки | 2018-2022 годы |
3.6 | Организация и проведение дополнительных занятий для студентов 1 курса, посредством погружения в языковую среду за счет факультативных часов и консультаций. |
Преподаватель английского языка. Преподаватель казахского языка |
Дополнительные занятия. План факультатива |
2018-2022 годы |
3.7 | Организация и проведение конкурса "Полиглот" для преподавателей и студентов колледжа | Рабочая группа | Планы, разработки, сценарии, отчет и фотоотчет по проведенным мероприятиям | 2018-2022 годы |
3.8 | Организация участия преподавателей и студентов колледжа в Республиканских и Международных языковых интернет - олимпиадах | Методист | Сертификат | 2018-2022 годы |
3.9 | Организация участия студентов колледжа в областной полиязычной олимпиаде | Преподаватели языковых дисциплин | Сертификат | 2018-2022 годы |
3.10 | Организация проектной деятельности студентов колледжа на казахском, русском и английском языках | Руководители научных секций | Результаты проектной деятельности | 2019-2022 годы |
4. Мероприятия для инженерно-педагогических работников | ||||
4.1 | Организация работы по диагностированию уровня языковой компетентности педагогов колледжа | Рабочая группа | Тестирование |
Декабрь, 2018 год 2018-2022 годы |
4.2 | Организация прохождения ИПР колледжа курсов повышения квалификации | Методист | Сертификат | 2018-2022 годы |
4.3 | Организация участия преподавателей колледжа в областных, республиканских и международных языковых конкурсах | Методист | Сертификат | 2018-2022 годы |
4.4 | Организация и проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, (коучинг-сессии, менторинги, "круглые" столы и др.) для педагогов колледжа. | Рабочая группа | Планы, разработки, сценарии, отчет и фотоотчет по проведенным мероприятиям | 2018-2022 годы |
4.5 | Организация и проведение языковых курсов для инженерно-педагогических работников колледжа (по уровням) | Преподаватели языковых дисциплин | Языковые курсы | 2018-2022 годы |
4.6 | Организация работы педагогической лаборатории "Технология проведения уроков с элементами казахского и английского языков" | Методист | Методические рекомендации | Сентябрь, 2019 год |
4.7 | Организация участия педагогов колледжа в языковом лагере для ИПР | Методист | Сертификат |
Январь, 2019-2022 годы |
4.8 | Организация и проведение фестиваля инновационно - педагогических идей "Үш тіл-үш әлем" (Три языка - три мира) | Методист | Положение, отчет и фотоотчет по проведенному мероприятию |
Апрель, 2020-2022 годы |
6.Ожидаемые результаты
Внедрение системы полиязычного обучения в учебно-воспитательный процесс КГКП «Успенский аграрно-технический колледж» позволит
-пополнить понятийный аппарат, используемый при полиязычном обучении;
- повысить педагогическое мастерство преподавателей;
- совершенствовать языковую подготовку;
-овладеть методикой ведения занятий с использованием казахского, русского и английского языков;
-повысить мотивацию участников учебно-воспитательного процесса к достижению высоких результатов в учёбе и работе;
Обучающиеся, оценивая качество своего обучения и воспитания, смогут эффективно действовать в проблемной ситуации, научатся адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества, станут конкурентоспособными, готовыми к самореализации личности, дальнейшему продолжению образования.
Основными участниками эксперимента будут: администрация, преподаватели информатики, химии, биологии, физики, казахского, русского и английского языков и литературы.
Учитывая профиль учебного заведения, необходимо отметить, что
ведущую роль в обеспечении развития функционально грамотной личности играют преподаватели специальных дисциплин. Для внедрения
программы полиязычного обучения необходимо теоретическое и практическое взаимодействие этих педагогов и языковедческих дисциплин.
Необходимое ресурсное обеспечение программы
кадровое обеспечение
1.Повышение квалификации инженерно-педагогических работников колледжа по освоению направлений и технологий, ориентированных на реализацию программы.
научно- методическое обеспечение
1.Проведение серии обучающих мастер-классов, семинаров, круглых столов, научно-практических конференций, методических мастерских, фестивалей педагогических идей.
2.Создание банка технологий, диагностических материалов по программе.
3.Приобретение учебно-методической литературы в соответствии с направлениями программы.
мотивационное обеспечение
1.Разработка критериев оценки деятельности педагогов, работающих по
данной программе
2. Разработка положения о поощрении педагогических кадров по итогам
реализации программы.
3.Привлечение спонсорских средств для поощрений по итогам реализации программы.
7.Контроль и оценка результатов освоения
программы полиязычного обучения
Чтобы начать воплощать на практике программу полиязычного обучения, следует:
1.провести анализ текущей ситуации образовательного процесса учебного
заведения: выбрать индикаторы, отражающие весь спектр полиязычного обучения;
2.акцентировать внимание на образовательную, воспитательную, внеурочную деятельность колледжа, в рамках которого будет проводиться
реализация программы по полиязычному обучению;
3.спланировать действия по улучшению ситуации согласно выбранным индикаторам.
4.реализацию программы провести в три этапа.
5.после окончания срока реализации программы проанализировать ситуацию и наметить новые действия.